Скорая помощь ученикам!


сравнения
Традиционное общество
Индустриальное общество
Постиндустриальное общество
Экономическое развитие
Примитивная технология, натуральное хозяйство, полная зависимость экономики от природно – климатического фактора
Развитая технология, ослабление зависимости от природно – климатического фактора; господство частной собственности, рыночных отношений
Товаропроизводящая экономика превращается в обслуживающую, лидирующая роль технологии в обществе
Решающий 


фактор экономического развития, ведущие социальные институты
Сельскохозяйственное производство; армия, церковь
Промышленность; корпорации, фирмы
Информация, наука; университеты
Социальная структура
Сословия, касты; включенность всех в коллектив; замкнутость социальных структур; низкая социальная мобильность
Классовое деление; упрощение социальной структуры, подвижность и открытость социальных структур
Сохранение социальной дифференциации, рост численности среднего класса, профессиональная дифференциация в зависимости от уровня знаний, квалификации
Духовная жизнь
Господствуют традиционные религиозные ценности, однородный характер культуры; преобладает устная передача информации; малое количество образованных людей
Возникает и занимает лидирующие позиции массовая культура; утверждаются новые ценности прогресса, личного успеха, веры в науку
Особая роль науки, образования; развитие индивидуализированногосознания


Вопросы  для сравнения
Традиционное общество
Индустриальное общество
Постиндустриальное общество
Экономическое развитие
Примитивная технология, натуральное хозяйство, полная зависимость экономики от природно – климатического фактора
Развитая технология, ослабление зависимости от природно – климатического фактора; господство частной собственности, рыночных отношений
Товаропроизводящая экономика превращается в обслуживающую, лидирующая роль технологии в обществе
Решающий фактор экономического развития, ведущие социальные институты
Сельскохозяйственное производство; армия, церковь
Промышленность; корпорации, фирмы
Информация, наука; университеты
Социальная структура
Сословия, касты; включенность всех в коллектив; замкнутость социальных структур; низкая социальная мобильность
Классовое деление; упрощение социальной структуры, подвижность и открытость социальных структур
Сохранение социальной дифференциации, рост численности среднего класса, профессиональная дифференциация в зависимости от уровня знаний, квалификации
Духовная жизнь
Господствуют традиционные религиозные ценности, однородный характер культуры; преобладает устная передача информации; малое количество образованных людей
Возникает и занимает лидирующие позиции массовая культура; утверждаются новые ценности прогресса, личного успеха, веры в науку
Особая роль науки, образования; развитие индивидуализированного сознания
Политическая жизнь
Преобладание монархических форм правления, политические свободы отсутствуют; власть выше закона, для нее не нужно обоснования; сочетание самоуправляющихся общим и традиционных империй
Провозглашение патетических свобод, равенства перед законом, демократические преобразования; власть не воспринимается как данность, от нее требуется обоснование права на лидерство
Политический плюрализм, сильное гражданское общество; возникновение новой формы демократии — «демократии консенсуса»
 ь


  1. Рекомендации по подготовке к экзамену


    Сначала подготовь место для занятий: убери со стола лишние вещи, удобно расположи нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши и
    т.п.

    Можно ввести в интерьер комнаты желтый и фиолетовый цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность. Для этого бывает достаточно какой-либо картинки в этих тонах или эстампа.

    Составь план занятий на каждый день. Для начала определи: кто ты - "сова" или "жаворонок", и в зависимости от этого максимально используй утренние или вечерние часы.

    Начни с самого трудного, с того раздела, который знаешь хуже всего. Но если тебе трудно "раскачаться", можно начать с того материала, который тебе больше всего интересен и приятен.

    Чередуй занятия и отдых: 40 минут занятий, затем 10 минут - перерыв.

    Структурируй материал за счет составления планов, схем, причем желательно на бумаге. Планы полезны и потому, что их легко использовать при кратком повторении материала.

    Выполняй как можно больше различных опубликованных тестов по этому предмету. Эти тренировки ознакомят тебя с конструкциями тестовых заданий.

    Тренируйся с секундомером в руках, засекай время выполнения тестов (на задания в части А в среднем уходит по 2 минуты на каждое).
    Если устали глаза, значит, устал и организм:

    Посмотри попеременно вверх-вниз (15 сек.), влево-вправо (15 сек.);
    Нарисуй глазами своё имя, отчество, фамилию;

    Попеременно фиксируй взгляд на удалённом предмете (20 сек.), потом - на листке бумаги перед собой (20 сек).

    Готовясь к экзаменам, никогда не думай о том, что не справишься с заданием, а напротив, мысленно рисуй себе картину триумфа.

    Для снятия внутреннего напряжения используй простые психотехнические упражнения





                                            Задания Части С




    .Часть 3
     [Для ответов на задания этой части (С1— С6) используйте I отдельный подписанный лист. Запишите сначала номер задания (С1 и т. д.), а затем ответ к нему.
    Прочитайте текст и выполните задания С1—Сб.

    Вариант 1
    Наука — самая сложная область интеллектуальной деятельности человека. Исторически она возникла позже религии, искусства, образования. Науку в целом можно рассматривать с трёх точек зрения: как особую систему знаний, как систему специфических организаций и учреждений с работающими в них людьми, а также как особый вид дея­тельности — систему научных исследований.
    На разных этапах развития общества наука выполняла различные функции. Менялось и место науки в зависимо­сти от условий её развития и спроса на неё в те или иные эпохи. Прошло немало времени, прежде чем наука смогла стать определяющим фактором в мировоззрении людей, в решении вопросов о структуре материи, строении Вселен­ной, возникновения и сущности жизни. Постепенно научные ответы на мировоззренческие вопросы стали элементами общего образования, в результате чего наука стала частью культуры общества. Так возникла культурно-миро­воззренческая функция науки. В 19 веке наука становится непосредственной производительной силой общества. Со временем промышленники и учёные увидели в науке мощный катализатор процесса непрерывного совершенствования производства. Сегодня у науки обнаруживается ещё одна функция — она начинает выступать в качестве социальной силы, включаясь непосредственно в процессы социального развития и управления. Но всё же основная функция науки — выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. А образование передаёт новые знания новым поколениям людей, т. е. молодёжи. Цель научной деятельности заключается в получении нового знания.
    Главный центр научной деятельности в нашей стране — Академия наук, имеющая в своем составе около 300 научно-исследовательских институтов. Наряду с ней есть отраслевые академии: Академия медицинских наук, Сельскохозяйственная академия, Академия педагогических наук. Если академические институты развивают фундаментальную науку, то отраслевые НИИ занимаются прикладной наукой, т. е. приспосабливают фундаментальные знания к конкретным техническим задачам.
    В основе научного процесса лежит передача информации. Она должна быть объективной, достоверной, систе­матичной, истинной. Объём научной информации с 17 века удваивается через каждые 10—15 лет. Существуют опреде­лённые санкции к нарушителям и способы контроля достоверности информации. За лживую информацию автора публикации могут привлечь к суду.
    В. В. Панферова. Социология науки
    С1.   Выделите основные смысловые части текста. Озаглавьте  каждую из них (составьте план текста)
    С2.  Какие три определения науки даёт автор?
    С3.   Какие функции науки называет автор? Приведите примеры, иллюстрирующие выполнение этих функций.
    С4.  Чем отличается деятельность академических институтов от деятельности отраслевых институтов? Найдите и выпишите из документа предложение, отвечающее на этот вопрос.
    С5. Какие требования предъявляются к научному знанию?
    С6. Согласны ли вы с мыслью о том, что роль науки в современном обществе постоянно возрастает? С опорой на текст и знания обществоведческого курса приведите два аргумента (обоснования) своего мнения.

    Вариант 1
    С1. Ответ:
    Содержание верного ответа и указания к оцениванию
    (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
    Баллы
    Могут быть выделены следующие смысловые части:
    1) что такое наука
    2) функции науки
    3) академическая и прикладная науки
    особенности научной информации

    Выделены основные смысловые и логически завершенные части текста, предложенные названия (пункты плана) этих частей отражают их содержание
    2
    Не все выделенные части соответствуют содержательно и логически завершенным компонентам текста, ИЛИ: Не все названия частей соответствуют их содержанию
    1
    Ответ неверный
    0
    Максимальный балл
    2
    С2. Ответ:
    Содержание верного ответа и указания к оцениванию
    (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
    Баллы
    Определения науки:
    1) особая система знаний
    2) система специальных организаций и учреждений с работающими в них людьми
    3) особый вид деятельности
    Указанные элементы могут быть даны в иных, близких по смыслу формулировках

    Названы три определения
    2
    Названы два определения
    1
    Названо одно определение ИЛИ ответ неверный
    0
    Максимальный балл
    2
    С3. Ответ:
    Содержание верного ответа и указания к оцениванию
    (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
    Баллы
    В ответе должны быть названы следующие функции:
    1)   культурно-мировоззренческая
    2)   непосредственная производительная сила
    3)   катализатор процесса совершенствования производства
    4)   социальная сила
    Указанные элементы могут быть даны в иных, близких по смыслу формулировках

    Названы четыре функции и приведены примеры
    3
    Названы две-три функции и приведены примеры
    2
    Названы четыре функции без приведения примеров
    1
    Названа одна функция ИЛИ ответ неверный
    0
    Максимальный балл
    3
    С4. Ответ:
    Содержание верного ответа и указания к оцениванию
    (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

    Правильный ответ должен содержать следующие элементы: фрагмент текста: Если академические институты развивают фундаментальную науку, то отраслевые НИИ занимаются прикладной наукой,  т. е. приспосабливают фундаментальные знания к конкретным техническим задачам.
    Указанные элементы могут быть даны в иных, близких по смыслу формулировках

    Приведен фрагмент текста
    2
    Ответ неверный
    0
    Максимальный балл
    2
    С5. Ответ:
    Содержание верного ответа и указания к оцениванию
    (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
    Баллы
    Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
    1)   объективность
    2)   достоверность
    3)     систематичность
    4)     истинность

    Правильно указаны 4 требования
    4
    Правильно указаны 3—2 требования
    1
    Указано 1 требование ИЛИ ответ неверный
    0
    Максимальный балл
    2
    С6. Ответ:
    Содержание верного ответа и указания к оцениванию
    (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
    Баллы
    Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
    1) выражено мнение учащегося: согласие или несогласие с данной мыслью;
    2) приведены два аргумента (объяснения), например: в случае согласия может быть указано, что — процесс усовершенствования производства непрерывен, он требует новых научных открытий — для решения глобальных проблем человечества необходимы разработки новейших технологий, материалов и т. д.
    Могут быть приведены другие аргументы (объяснения).

    Выражено мнение учащегося, приведены два аргумента
    2
    Выражено мнение учащегося, приведен один аргумент ИЛИ: Мнение учащегося не выражено, но понятно из контекста, приведены два аргумента
    1
    Выражено мнение учащегося, аргументы не приведены ИЛИ: Мнение учащегося не выражено, но понятно из контекста, приведен один аргумент ИЛИ: ответ неверный
    0
    Максимальный балл
    2

    Вариант 2
    Обратимся к проблеме происхождения личностных особенностей человека. Возникает вопрос — когда рождается личность? Очевидно, что к новорождённому ребёнку термин «личность» не приложим, хотя все люди появляются на свет как индивиды и как индивидуальности. Под последним понимается то, что в каждом новорождённом ребёнке уникально, неповторимым образом запечатлены: физиологические особенности, зачатки характера, особенные взаимоотношения с матерью и близкими людьми, условия жизни. Многие предпосылки личностного развития закладываются ещё во внутриутробном периоде и во многом определяются природой человека.
    Итак, новорождённый — уже выраженная, яркая индивидуальность, и каждый день его жизни увеличивает потребность в многообразных реакциях на окружающий мир. Буквально с первых дней жизни, с первых кормлений формируется свой, особый стиль поведения ребёнка, так хорошо узнаваемый матерью и близкими. Индивидуальность ребёнка нарастает к двух-трёхлетнему возрасту, когда ребёнка сравнивают с обезьяной по интересу к миру и освоению собственного «Я». Большое значение для дальнейшей судьбы имеют особые «критические» моменты, во время которых происходит фиксация ярких впечатлений внешней среды, что потом во многом определяет поведение че­ловека. Они могут быть очень разными, например, музыкальной пьесой, потрясшей душу историей, картиной какого-нибудь события или внешним видом человека.
    Дальнейшее развитие личности связано с прохождением других возрастных периодов и с особенностями развития девочек и мальчиков, девушек и юношей. Возраст, пол, профессия, круг общения, эпоха — всё это формирует личность. На жизненном пути неизбежны и взлеты — как правило, в юности и в возрасте 30—40 лет, и застои (25—30,40—45). Рубежами в жизни человека становятся отрыв от родительской семьи, создание собственной семьи, рождение детей.
    Становление личности происходит в процессе усвоения людьми опыта и ценностных ориентации данного общества, что называют социализацией. Человек учится выполнять особые социальные роли, т. е. учится вести себя в соответствии с ролью ребёнка, студента, мужа и т. д., все они имеют выраженный культурный контекст и, в частности, значительно зависят от стереотипа мышления. Если нет тяжёлых врождённых дефектов развития головного мозга, последствий родовой травмы или заболевания, то становление личности — итог взаимодействия человека и общества. В течение жизни человек может в той или иной степени утратить личностные черты вследствие развития хронического алкоголизма, наркомании, тяжёлых заболеваний ЦНС и т. п., в принципе личность может «умереть» в ещё живом человеке, что говорит о сложной внутренней структуре этого феномена.
    И.В. Мостовая. Личность в социологии
    С1. Выделите основные смысловые части текста. Озаглавьте каждую из них (составьте план текста).
    С2. Почему автор считает новорождённого индивидуальностью.
    СЗ. О каких критических моментах, влияющих на поведение человека, говорит автор? Приведите не менее трёх примеров такого влияния.
    С4.  С чем автор связывает дальнейшее становление личности? Выпишите предложения, отвечающие на этот вопрос.
    С5.   Что такое социализация личности? Назовите два фактора, влияющих на этот процесс.
    С6.  Согласны ли вы с мыслью о том, что «личность может умереть в ещё живом человеке»? С опорой на текст и знания обществоведческого курса приведите два аргумента (обоснования) своего мнения.
    Вариант 2
    Содержание верного ответа и указания к оцениванию
    (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
    Баллы
    Могут быть выделены следующие смысловые части:
    1) понятие «индивид»
    2) этапы развития индивидуальности
    3) становление личности — результат взаимодействия человека и общества.
    Возможно дополнительное дробление текста

    Выделены основные смысловые и логически завершенные части текста, предложенные названия (пункты плана) этих частей отражают их содержание
    2
    Не все выделенные части соответствуют содержательно и логически завершенным компонентам текста, ИЛИ: Не всё названия частей соответствуют их содержанию
    1
    Ответ неверный
    0
    Максимальный балл
    2
    С1. Ответ:
    С2. Ответ:
    Содержание верного ответа и указания к оцениванию
    (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
    Баллы
    Так как новорожденному свойственны:
    1) уникальные физиологические особенности.
    2) зачатки характера.
    3) особенные взаимоотношения с матерью и близкими людьми.
    Указанные элементы могут быть даны в иных, близких по смыслу формулировках.

    Названы три определения
    2
    Названо два определения
    1
    Названо одно определение ИЛ И ответ неверный
    0
    Максимальный балл
    2


    С3. Ответ:
    Содержание верного ответа и указания к оцениванию
    (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
    Баллы
    В ответе должны быть названы следующие моменты:
    1) музыка, картина — человек связывает свою жизнь с творчеством
    2) потрясшая душу история — человек меняет свое отношение к другим людям
    3) яркое событие — человек определяет свой жизненный путь, профессию
    4) внешний вид человека — возникает чувство влюбленности или симпатии к др. человеку Указанные элементы могут быть даны в иных, близких по смыслу формулировках

    Названы четыре момента и приведены примеры
    3
    Названы два-три момента и приведены примеры
    2
    Названы четыре момента без приведения примеров
    1
    Назван один момент ИЛИ ответ неверный
    0
    Максимальный балл
    3
    С4. Ответ:
    Содержание верного ответа и указания к оцениванию
    (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
    Баллы
    Правильный ответ должен содержать фрагмент текста: Дальнейшее развитие личности связано с прохождением других возрастных периодов и с особенностями развития девочек и мальчиков, девушек и юношей. Возраст, пол, профессия, круг общения, эпоха — все это формирует личность.

    Приведен фрагмент текста
    2
    Ответ неверный
    0
    Максимальный балл
    2
    С5. Ответ:
    Содержание верного ответа и указания к оцениванию
    (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
    Баллы
    Правильный ответ должен содержать следующие элементы:.
    Определение термина:
    Социализация личности — это процесс усвоения людьми опыта и ценностных ориентации данного общества.
    Факторы:
    I) стереотип мышления человека
    2) развитие головного мозга
    3) наличие хронических заболеваний

    Правильно указаны определение и два фактора
    2
    Правильно указано определение или 2 фактора
    1
    Указано одно определение или один фактор, ИЛИ ответ неверный
    0
    Максимальный балл
    2
    С6. Ответ:
    Содержание верного ответа и указания к оцениванию
    (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
    Баллы
    Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
    1)         выражено мнение учащегося: согласие или несогласие с данной мыслью
    2)   приведены два аргумента (объяснения), например:
    в случае согласия может быть указано, что
    - человек, находящийся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, способен на совершение самых жестоких и бессмысленных поступков;
    - психически больной человек, признанный судом недееспособным, не может самостоятельно реализовывать свои права, исполнять обязанности, его поведение бессмысленно.
    Могут быть приведены другие аргументы (объяснения).

    Выражено мнение учащегося, приведены два аргумента
    2
    Выражено мнение учащегося, приведен один аргумент ИЛИ: Мнение учащегося не выражено, но понятно из контекста, приведены два аргумента
    1
    Выражено мнение учащегося, аргументы не приведены ИЛИ: Мнение учащегося не выражено, но понятно из контекста, приведен один аргумент ИЛИ: Ответ неверный
    0
    Максимальный балл
    2

    Вариант3
    Главным субъектом политических отношений является государство. Оно существует в различных формах: правление, государственное устройство и политический режим.
    Другим политическим субъектом являются политические институты. Именно они определяют политическую систему общества. Сюда включаются политические организации, политические партии, общественно-политические организации и движения. Взаимодействуя между собой, политические институты создают политические отношения, формируют политические ценности и политические нормы, а также политический процесс.
    Коллективными субъектами политики также выступают народные массы, аппарат государственного управления (бюрократия), политические элиты.
    Народные массы в широком смысле — население страны, которое способно сообща решать задачи общественно-политического переустройства общества.
    Аппарат государственного управления, или бюрократия, также выступает субъектом политических отношений. Бюрократия возникает вместе с государством и представляет собой социальную группу, которая осуществляет функции управления обществом (чиновники).
    Политическая элита — особая социальная группа, занимающая привилегированное положение в структурах государственной власти. В состав политической элиты входят люди, обладающие верховной политической властью в государственных и партийных политических институтах.
    Личность в политике — субъект, выражающий и реализующий интересы определённых политических сил в единстве со своими собственными политическими и личными интересами. Участие личности в политике проявляется во многих формах: это голосование на выборах и референдуме, участие в митингах и демонстрациях, различных кампаниях, членство в партиях и общественно-политических движениях, участие в забастовках и акциях протеста, включая гражданское неповиновение и т. п.
    Личность, ставшая ведущей в той или иной общественно-политической, партийной или государственной орга­низации, становится политическим лидером. Лидер ведёт людей за собой, управляет ими, формирует общественное мнение, ориентирует на те, или иные политические идеалы, сплачивает политические организации, прогнозирует пути развития политического процесса, формирует политическую культуру, осуществляет властные функции в той или иной общественно-политической организации.
    В. И. Курбатов. Субъекты политических отношений
    С1.   Выделите основные смысловые части текста. Озаглавьте каждую из них (составьте план текста).
    С2.   О каких формах государства говорит автор? Перечислите их основные виды.
    СЗ. Назовите всех перечисленных автором субъектов политической деятельности. Приведите примеры деятельности каждого из них.
    С4. В чем проявляется участие личности в политике? Почему автор говорит о двойственности интересов личности в политике?
    С5. Какие функции политического лидера называет автор?
    С6. Назовите известные вам имена современных политических лидеров (не менее двух). Какими личностными и профессиональными качествами, на ваш взгляд, должен обладать политический лидер? (Назовите не менее четырёх качеств).
    Вариант 3
    С1. Ответ:
    Содержание верного ответа и указания к оцениванию
    (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
    Баллы
    Могут быть выделены следующие смысловые части:
    1) государство как основной субъект политической деятельности
    2) политические институты
    3) коллективные субъекты политики
    4) личность в политике
    Возможно дополнительное дробление текста

    Выделены основные смысловые и логически завершенные части текста, предложенные названия (пункты плана) этих частей отражают их содержание
    2
    Не все выделенные части соответствуют содержательно и логически завершенным компонентам текста, ИЛИ: Не все названия частей соответствуют их содержанию
    1
    Ответ неверный
    0
    Максимальный балл
    2
    С2. Ответ:
    Содержание верного ответа и указания к оцениванию
    (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
    Баллы
    Ответ должен содержать следующие элементы:
    1)   формы правления: монархия, республика
    2)   государственное устройство: унитарное государство, федерация, конфедерация, содружество
    3)  политический режим: демократический, авторитарный, тоталитарный
    Указанные элементы могут быть даны в иных, близких по ' смыслу формулировках

    Названы три формы и их виды
    3
    Названы только формы
    1
    Названо одно определение ИЛИ ответ неверный
    0
    Максимальный балл
    3


    С3. Ответ:
    Содержание верного ответа и указания к оцениванию
    (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
    Баллы
    В ответе должны быть названы следующие субъекты:
    1)   государство — Государственная дума приняла новый закон
    2)   политические институты — деятельность политической партии
    3)   народные массы — участие в референдуме
    4) бюрократия — управление государственными учреждениями
    5) политическая элита — парламентарии
    6) личность — лидер ЛДПР В. Жириновский

    Названы 6 субъектов и приведены примеры
    3
    Названы четыре-три функции и приведены примеры
    2
    Названы четыре функции без приведения примеров
    1
    Названа одна функция ИЛИ ответ неверный
    0
    Максимальный балл
    3
    С4. Ответ:
    С5. Ответ:
    Содержание верного ответа и указания к оцениванию
    (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
    Баллы
    Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
    фрагмент текста: Личность в политике — субъект, выражающий и реализующий интересы определенных политических сил в единстве со своими собственными политическими и личными интересами.
    Указанные элементы могут быть даны в иных, близких по смыслу формулировках

    Приведен фрагмент текста
    2
    Ответ неверный
    0
    Максимальный балл
    2
    Содержание верного ответа и указания к оцениванию
    (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
    Баллы
    Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
    1)    ведет людей за собой, управляет ими
    2)    сплачивает людей
    3)    формирует общественное мнение
    4)    ориентирует на определенные политические идеалы
    5)    прогнозирует пути развития политического процесса
    6)    формирует политическую культуру
    7)      осуществляет властные полномочия внутри организации

    Правильно указаны все функции
    2
    Правильно указаны 3-6 функций
    1
    Указано 2 функции ИЛИ ответ неверный
    0
    Максимальный балл
    2
    С6. Ответ:
    Содержание верного ответа и указания к оцениванию
    (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
    Баллы
    Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
    1) фамилии современных политических лидеров (Путин, Зюганов, Жириновский, Медведев, Шойгу, Иванов и др.)
    2) могут быть указаны следующие качества: ум, честность, целеустремленность, гибкость, требовательность к себе и другим, порядочность и др.
    Могут быть приведены другие аргументы (объяснения)

    Названы фамилии и перечислены 4 качества, необходимых для политического лидера
    2
    Названы фамилии и 2 качества ИЛИ только 4 качества
    1
    Названы только фамилии ИЛИ только 2 качества Ответ неверный
    0
    Максимальный балл
    2

    Вариант 4
    Девиантное, или отклоняющееся, поведение — это человеческие поступки или действия, несоответствующие распространённым в обществе или социальных группах нормам, правилам поведения, стереотипам, традициям, ценностям.
    К основным формам девиантного поведения в современных условиях можно отнести преступность, алкоголизм, наркоманию, суицид. Каждая форма девиации имеет свою специфику.
    Изучение проблем преступности выявляет большое количество факторов, воздействующих на её динамику: соци­альное положение, род занятий, образование, нищета, деклассирование, т. е. разрушение или ослабление связей между индивидом и социальной группой. До сих пор остаётся дискуссионной проблема биологической наслед­ственной предрасположенности к формированию преступного поведения. Как отмечают исследователи, основные качественные показатели роста преступности в России приближается к общемировым. Причём на состояние пре­ступности большое влияние оказывает переход к рыночным отношениям, характеризуемым появлением таких феноменов, как конкуренция, безработица, инфляция. Постепенно преступность из криминологической, право­охранительной проблемы превращается в проблему политическую.
    Преступность — отражение пороков человечества, и до сих пор искоренить её не удалось ни одному обществу. Поэтому необходимо сосредоточиться на реальной задаче снижении темпов прироста и удержании преступности под контролем на социально терпимом уровне.
    Л.А. Ланцова. Социологическая теория девиантного поведения
    С1. Выделите основные смысловые части текста. Озаглавьте каждую из них (составьте план текста).
    С2.  Что такое девиантное поведение?
    С3.  Какие формы девиантного поведения называет автор?
    С4.  Назовите факторы, воздействующие на динамику преступности. Выпишите фрагмент текста, отвечающего на этот вопрос. Приведите три примера такого воздействия.
    С5.  О какой реальной задаче по борьбе с преступностью говорит автор? Предложите свои способы борьбы с преступностью (не менее трёх).
    С6.  Согласны ли вы с мыслью о том, что преступность искоренить невозможно? Приведите аргумент (обоснование) своего мнения.
    Вариант 4
    С1. Ответ:
    Содержание верного ответа и указания к оцениванию
    (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
    Баллы
    Могут быть выделены следующие смысловые части:
    1)   понятие девиантного поведения
    2)   основные формы девиантного поведения
    3)      факторы, воздействующие на динамику преступности борьба с преступностью

    Выделены основные смысловые и логически завершенные части текста, предложенные названия (пункты плана) этих частей отражают их содержание
    2
    Не все выделенные части соответствуют содержательно и логически завершенным компонентам текста, ИЛИ: Не все названия частей соответствуют их содержанию
    1
    Ответ неверный
    0
    Максимальный балл
    2
    С2. Ответ:
    Содержание верного ответа и указания к оцениванию
    (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
    Баллы
    Девиантное, или отклоняющееся, поведение — это человеческие поступки и действия, несоответствующие распространенным в обществе или социальных группах нормам, правилам поведения, стереотипам, традициям, ценностям. Указанные элементы могут быть даны в иных, близких по 'смыслу формулировках

    Названо определение
    2
    Ответ неверный
    0
    Максимальный балл
    2
    С3. Ответ:
    Содержание верного ответа и указания к оцениванию
    (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
    Баллы
    В ответе могут быть названы следующие формы:
    1)   преступность
    2)   алкоголизм
    3)   наркомания
    4)   суицид
    Указанные элементы могут быть даны в иных, близких по смыслу формулировках

    Названы четыре формы
    2
    Названы две-три формы
    1
    Названа одна форма ИЛИ ответ неверный
    0
    Максимальный балл
    2
    С4. Ответ:
    Содержание верного ответа и указания к оцениванию
    (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
    Баллы
    Правильный ответ должен содержать следующие элементы: фрагмент текста: Изучение проблем преступности выявляет большое количество факторов, воздействующих на ее динамику: социальное положение, род занятий, образование, нищета, деклассирование, т. е. разрушение или ослабление связей между индивидом и социальной группой. До сих пор остается дискуссионной проблема биологической наследственной предрасположенности к формированию преступного поведения.
    Указанные элементы могут быть даны в иных, близких по смыслу формулировках

    Приведен фрагмент текста
    2
    Ответ неверный
    0
    Максимальный балл
    2
    С5. Ответ:
    С6. Ответ:
    Содержание верного ответа и указания к оцениванию
    (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
    Баллы
    Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
    Реальная задача—снижение темпов прироста и удержание преступности под контролем на социально терпимом уровне.
    Могут быть предложены следующие способы борьбы с преступностью:
    1)   повышение эффективности деятельности правоохранительных органов
    2)   работа по профилактике преступлений среди несовершеннолетних
    3)     социально-психологическая помощь людям, находящимся в группах риска и др.

    Правильно определена задача и указаны 3 способа борьбы с преступностью
    3
    Правильно определена задача и указаны 1 —2 способа борьбы с преступностью
    2
    Правильно определена задача ИЛИ указаны 3 способа борьбы с преступностью
    1
    Ответ неверный
    0
    Максимальный балл
    3

    Содержание верного ответа и указания к оцениванию
    (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
    Баллы
    Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
    1) выражено мнение учащегося: согласие или несогласие с данной мыслью
    2) приведен аргумент (объяснение), например: в случае согласия может быть указано, что
    — преступность существовала во все времена: если есть нормы, обязательно будут те люди, которые их нарушают
    Может быть приведен и другой аргумент (объяснение)

    Выражено мнение учащегося, приведены два аргумента
    2
    Выражено мнение учащегося, приведен один аргумент ИЛИ: Мнение учащегося не выражено, но понятно из контекста, приведены два аргумента
    1
    Выражено мнение учащегося, аргументы не приведены ИЛИ: Мнение учащегося не выражено, но понятно ,из контекста, приведен один аргумент ИЛИ: Ответ неверный
    0
    Максимальный балл
    2
    Вариант 5
    ДОМАШНЕЕ НАСИЛИЕ
    Насилие в семье является большой проблемой не только для России, но и для всего мира. По статистике от насилия в семье ежегодно погибают 12—14 тысяч женщин. Это население небольшого городка. Причём мужчины уби­вают в 8 раз чаще, но растёт и женская преступность. По материалам научных исследований установлено, что насилие в той или иной форме наблюдается в каждой четвёртой семье; около 30 % от общего числа умышленных убийств совершается в семье; половине всех преступлений, связанных с бытовыми мотивами (ревностью, алкоголизмом, ху­лиганством), предшествуют длительные семейные ссоры. Следствием широкого проникновения насилия в жизнь семьи является распад семей, снижение уровня семейного воспитания. Именно это во многом порождает детскую безнадзорность, стимулирует правонарушения несовершеннолетних. Ежегодно около 2-х миллионов детей в возрасте до 14 лет избиваются родителями. Для 10 процентов этих детей исходом становится смерть, а для 2-х тысяч детей — самоубийство.
    В российской правовой литературе под насилием понимается незаконное применение силы, принудительное физическое или психологическое воздействие одним человеком на другого.
    Домашнее насилие — это один из видов насилия, отличительными чертами которого является то, что в нём участвуют люди, связанные родственными узами, эти связи рассматриваются как безопасные и даже считаются за­щитой и поддержкой в сложных жизненных ситуациях. В проявлении насилия есть универсальные черты, свой­ственные как мужчинам, так и женщинам.
    Насилие — это сила слабого. Если человек не уверен в себе, не чувствует себя важным для окружающих и обще­ства в целом, у него возникает потребность в самоутверждении. И здесь велик соблазн самоутвердиться за счёт другого. Особенно этот соблазн возрастает при непрерывных стрессах, возникающих на работе или при её отсутствии, при взаимодействии с другими людьми, при финансовых неурядицах, при плохом самочувствии, усталости.
    Для оказания помощи жертвам, подвергшимся насилию, создаются кризисные центры. В штат их сотрудников входят социальный работник, юрист, психолог. В большинстве западных кризисных центров действуют убежища для женщин, подвергшихся насилию в семье. Жертве домашнего насилия судьёй выдаётся «охранный ордер» на срок от двух дней до одного года. В нём содержатся требования к нарушителю удерживаться от контактов с потерпевшей, не находиться в пределах её досягаемости и не приближаться к месту её проживания или работы, даже если обидчик посчитает, что потерпевшая сама просит его вернуться. Нарушение запрета наказывается судом штрафом или заклю­чением. В конце 90-х годов в России стали открываться кризисные центры для женщин, например, центр «Афина» в городе Ростове-на-Дону.
    Л.П. Карельская. «Справочник социального работника»
    С1.  Выделите основные смысловые части текста. Озаглавьте каждую из них (составьте план текста)
    С2.  Какое определение насилию даёт автор? В чём особенность домашнего насилия?
    СЗ.   Почему автор считает насилие в семье большой проблемой не только для России, но и для всего мира?
    С4.    Какие последствия домашнего насилия называет автор? Выпишите фрагмент текста, в котором содержится ответ на этот вопрос.
    С5.   Что, по мнению автора, является главной причиной насилия в семье? Назовите факторы, способствующие распространению насилия в семье.
    С6.    Согласны ли вы с мыслью о том, что с проявлениями семейного насилия следует бороться? Какие способы борьбы с этим злом существуют в мировой практике? Предложите свои способы (не менее двух).
    Вариант 5
    С1. Ответ:
    Содержание верного ответа и указания к оцениванию
    (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
    Баллы
    Могут быть выделены следующие смысловые части:
    1) домашнее насилие — актуальная проблема современности
    2) последствия семейного насилия
    3) понятие и особенности домашнего насилия
    4) причины возникновения домашнего насилия
    5) оказание помощи жертвам домашнего насилия

    Выделены основные смысловые и логически завершенные части текста, предложенные названия (пункты плана) этих частей отражают их содержание
    2
    Не все выделенные части соответствуют содержательно и логически завершенным компонентам текста, ИЛИ: Не все названия частей соответствуют их содержанию
    1
    Ответ неверный
    0
    Максимальный балл
    2
    С2. Ответ:
    Содержание верного ответа и указания к оцениванию
    (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
    Баллы
    Ответ должен содержать следующие элементы:
    1) определение: насилие — незаконное применение силы, принудительное физическое или психологическое воздействие одного человека на другого
    2) особенность домашнего насилия в том, что в нем участвуют люди, связанные родственными узами, эти связи рассматриваются как безопасные и даже считаются защитой и поддержкой в сложных жизненных ситуациях.
    Указанные элементы могут быть даны в иных, близких по смыслу формулировках

    Даны правильные ответы на оба вопроса
    2
    Дан правильный ответ на один из вопросов
    1
    Ответ неверный
    0
    Максимальный балл
    2
    С3. Ответ:
    Содержание верного ответа и указания к оцениванию
    (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
    Баллы
    Автор приводит данные статистики: насилие в той или иной форме наблюдается в каждой четвертой семье, 30% от общего числа умышленных убийств совершается в семье.
    Формулировка ответа может быть другой без искажения смысла

    Дан правильный ответ на вопрос
    2
    Ответ неверный
    0
    Максимальный балл
    2
    С4. Ответ:
    Содержание верного ответа и указания к оцениванию
    (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
    Баллы
    Правильный ответ должен содержать следующие элементы: фрагмент текста: Следствием широкого проникновения насилия в жизнь семьи является распад семей, снижение уровня семейного воспитания. Именно это во многом порождает детскую безнадзорность, стимулирует правонарушения несовершеннолетних. Ежегодно около 2-х миллионов детей в возрасте до 14 лет избиваются родителями. Для 10 процентов этих детей исходом становится смерть, а для 2 тысяч детей — самоубийство.
    Указанные элементы могут быть даны в иных, близких по смыслу формулировках

    Приведен фрагмент текста
    2
    Ответ неверный
    0
    Максимальный балл
    2
    С5. Ответ:
    Содержание верного ответа и указания к оцениванию
    (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
    Баллы
    Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
    1) стремление к самоутверждению за счет более слабого (супруги, ребенка)
    2) факторы, способствующие домашнему насилию: стрессы, связанные с работой, финансовые неурядицы, плохое самочувствие, усталость

    Правильно указаны 4 требования
    2
    Правильно указаны 3—2 требования
    1
    Указано 1 требование ИЛИ ответ неверный
    0
    Максимальный балл
    2
    С6. Ответ:

    Содержание верного ответа и указания к оцениванию
    (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
    Баллы
    Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
    1) выражено мнение учащегося: согласие или несогласие с данной мыслью
    2) названы следующие способы борьбы с домашним насилием: создание кризисных центров, где жертвам насилия оказывается юридическая, психологическая и социальная помощь; создание убежищ для женщин, подвергшихся насилию; выдача охранных ордеров
    3) могут быть предложены свои способы: создание телефона доверия, повышение эффективности участковых милиционеров, создание психологических центров в икрорайонах, создание специального фонда для оказания помощи жертвам семейного насилия.
    Могут быть приведены другие способы

    Выражено мнение учащегося, даны ответы на два вопроса
    3
    Выражено мнение учащегося, дан ответ на один вопрос
    2
    Ответ неверный
    0
    Максимальный балл
    3
    Вариант 6
    Человек, как и все другие живые существа, — часть природы и продукт природной, биологической эволюции. Антропологи проследили биологическую эволюцию Homo sapiens от высших приматов до современного человека. Питекантропы, австралопитеки, синантропы, неандертальцы, кроманьонцы составляют отдельные этапы этой эволюции, которая наглядно демонстрирует развитие человека как биологического вида, увеличение объёма его головного мозга, изменение конечностей и всей его природной конституции.
    Как и всякое живое существо, человек существует за счёт обмена веществ с окружающей средой. Он дышит, потребляет различные природные продукты, существует как биологическое тело в определённых условиях окружающей среды. Как природное, биологическое существо, человек рождается, растёт, взрослеет, стареет и умирает. Человеку, как и животному, свойственны инстинкты, жизненные (витальные) потребности. Существуют также и биологически запрограммированные схемы поведения человека как специфического биологического вида. Они определяются набором генов у человека, гормонами, обменом веществ и другими биологическими факторами. Всё это характеризует человека как биологическое существо, определяет его биологическую природу. Но вместе с этим он отличается от любого животного. Он производит свою собственную окружающую среду (жилище, одежду, орудия труда), а животное только использует то, что есть в наличии. Человек изменяет окружающий мир не только по мерке своей потребности, но и по законам познания, нравственности и красоты. Животное может изменять свой мир только по потребности своего вида. Человек может действовать не только по потребности, но и сообразно свободе своей воли и фантазии, а животное ориентируется исключительно на удовлетворение физической потребности (голод, инстинкт продолжения рода, групповые, видовые инстинкты и т. п.). Он способен действовать универсально, животное — лишь применительно к конкретным обстоятельствам. Человек свою жизнедеятельность делает предметом (осмысленно к ней относится, це­ленаправленно изменяет, планирует), животное же тождественно своей жизнедеятельности и не отличает её от себя. Человек как бы выходит за пределы своей биологической природы и способен на такие действия, которые не приносят ему никакой пользы, ему свойствен альтруизм, он различает добро и зло, справедливость и несправедливость, способен к самопожертвованию и к постановке таких вопросов, как «Кто я?», «Для чего я живу?», «Что я должен де­лать?» и др.
    Человек — не только природное, но и общественное существо, живущее в особом мире — в обществе, которое со­циализирует человека. Он рождается с набором биологических черт, присущих ему как некоторому биологическому виду. Человеком же разумным становится под действием общества. Он научается языку, воспринимает общественные нормы поведения, пропитывается общественно значимыми ценностями, регулирующими общественные отношения, выполняет определённые общественные функции и играет специфически социальные роли.
    Все его природные задатки и чувства, включая слух, зрение, обоняние, становятся общественно-культурно ориентированными. Он оценивает мир по законам красоты, развитой в данной общественной системе, действует по законам нравственности, которые сложились в данном обществе. В нём развиваются новые, не только природные, но и социальные духовно-практические чувства. Это прежде всего чувства социальности, коллективности, нравственности, гражданственности, духовности.
    Все вместе эти качества, как прирождённые, так и приобретённые в обществе, характеризуют биологическую и социальную природу человека.
    Г. Гурджиев.Человек — есть множественность. Об эволюции человека
    С1.  Выделите основные смысловые части текста. Озаглавьте каждую из них (составьте план текста)
    С2.  Какие сходства человека с животными называет автор? (Назовите не менее 4-х).
    С3.  По каким признакам человек отличается от любого животного? (Назовите не менее 4-х).
    С4.  Какова роль общества в формировании человека? Как называется процесс усвоения человеком социальных норм и ценностей?
    С5.  О каких новых социальных чувствах (их 5) говорит автор? Приведите к каждому из них примеры действий человека, в которых проявляются эти чувства.
    С6.  Согласны ли вы с мыслью о том, что человек не может быть человеком вне человеческого общества? С опорой на знания обществоведческого курса или свой жизненный опыт приведите два аргумента (обоснования) своего мнения.
    Вариант 6
    С1. Ответ:
    Содержание верного ответа и указания к оцениванию
    (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
    Баллы
    Могут быть выделены следующие смысловые части:
    1) человек — часть природы и продукт биологической эволюции;
    2) отличия человека от животного
    3) человек — существо биосоциальное
    Возможно дополнительное дробление текста по смыслу

    Выделены основные смысловые и логически завершенные части текста, предложенные названия (пункты плана) этих частей отражают их содержание
    2
    Не все выделенные части соответствуют содержательно и логически завершенным компонентам текста, ИЛИ: Не все названия частей соответствуют их содержанию
    1
    Ответ неверный
    0
    Максимальный балл
    2
    С2. Ответ:
    Содержание верного ответа и указания к оцениванию
    (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
    Баллы
    Сходства человека с животным:
    1)   живет за счет обмена с окружающей средой
    2)   дышит, потребляет природные продукты
    3)   как любой организм рождается, растет, взрослеет, стареет, умирает
    4)   обладает физиологическими инстинктами, потребностями
    5)   свойственны биологически запрограммированные схемы поведения (определяются набором генов и гормонов у конкретного человека)
    Указанные элементы могут быть даны в иных, близких по смыслу формулировках

    Названы четыре сходства
    2
    Названы три-два сходства
    1
    Названо одно сходство ИЛИ ответ неверный
    0
    Максимальный балл
    2
    С3. Ответ:
    Содержание верного ответа и указания к оцениванию
    (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
    Баллы
    В ответе должны быть названы следующие признаки:
    1) человек производит свою собственную окружающую среду
    2) человек изменяет мир не только по потребности, но и по законам красоты, познания, нравственности
    3) человек способен действовать универсально
    4) человек осмысленно относится к жизни (планирует, изменяет, ищет ее смысл)
    5) человеку свойствен альтруизм и др.
    Указанные элементы могут быть даны в иных, близких по смыслу формулировках

    Названы четыре отличия
    3
    Названы три отличия
    2
    Названы два отличия
    1
    Названо одно отличие ИЛИ ответ неверный
    0
    Максимальный балл
    3
    С4. Ответ:
    Содержание верного ответа и указания к оцениванию
    (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
    Баллы
    1) Общество социализирует человека, благодаря ему человек становится разумным. Он научается языку, воспринимает общественные нормы поведения, пропитывается общественно значимыми ценностями, регулирующими общественные отношения, выполняет определенные общественные функции и играет специфически социальные роли.
    2) Процесс усвоения человеком социальных норм и ценностей называется социализацией личности.
    Указанные элементы могут быть даны в иных, близких по смыслу формулировках

    Даны ответы на два вопроса
    2
    Дан ответ на один вопрос
    1
    Ответ неверный
    0
    Максимальный балл
    2
    С5. Ответ:
    Содержание верного ответа и указания к оцениванию
    (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
    Баллы
    Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
    1) социальности — воспринимает социальные нормы поведения
    2) коллективности — переживает за своих родных, друзей, коллектив
    3) нравственности — стремится делать добро другим
    4) гражданственности — защищает Родину
    5) духовности — верит в Бога, в силу познания

    Правильно указаны 5 социальных чувств и приведены примеры
    3
    Правильно указаны 4—3 чувства и приведены примеры
    2
    Правильно указано 2 чувства и приведены примеры
    1
    Ответ неверный
    0
    Максимальный балл
    3
    С6. Ответ:
    Содержание верного ответа и указания к оцениванию
    (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
    Баллы
    Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
    1) выражено мнение учащегося: согласие или несогласие с данной мыслью
    2) приведены два аргумента (объяснения), например: в случае согласия может быть указано, что — только общаясь с людьми, ребенок учится говорить, узнает нормы и правила поведения, усваивает жизненный опыт — науке известны случаи детей Маугли — вне человеческого общества они не приобрели социальных человеческих качеств, так и остались на уровне биологических существ
    Могут быть приведены другие аргументы (объяснения)

    Выражено мнение учащегося, приведены два аргумента
    2
    Выражено мнение учащегося, приведен один аргумент ИЛИ: Мнение учащегося не выражено, но понятно из контекста, приведены два аргумента
    1
    Выражено мнение учащегося, аргументы не приведены ИЛИ: Мнение учащегося не выражено, но понятно из контекста, приведен один аргумент ИЛИ: Ответ неверный
    0
    Максимальный балл
    2


    Вариант 7
    Правовая социализация составляет необходимую часть общей социализации и осуществляется в сфере формирования и развития индивидуального политического и правового сознания. Она означает осознание человеком, гражданином своей социальной роли, места в социальной структуре общества, выработку самосознания представителя класса, члена партийной группы, широкое включение в социально-правовые отношения, наполнение их личностным содержанием. Этот процесс происходит в течение всей жизни человека.
    Правовая социализация зависит от типа общества, его исторических традиций, особенностей экономики, права, культуры, норм и ценностей, разделяемых большинством его членов. Правовая социализация предполагает преем­ственность и трансляцию всего этого наследия. Особенность социализации индивида в условиях демократического режима — в приобщении его к политическим и правовым нормам, ценностям, к политической и правовой культуре и практике в целом, к сознательной социально активной деятельности, которая совершенствует социальную среду и формирует личность.
    Неотъемлемой составной частью процесса социализации выступают политическое и правовое воспитание. Они основаны на сознательном усвоении и «переработке» определённых принципов политики, права, социальных и мо­ральных норм.
    Социальная норма — это исторически сложившаяся в конкретном обществе мера допустимого поведения отдельной личности, социальной группы или организации. Социальные нормы возникают как результат отражения (адекватного или искажённого) в сознании людей объективных закономерностей функционирования общества и воплощаются в этикете, морали, юридических нормах.
    Социальные нормы выполняют функции оценки и ориентации личности, общности, а также осуществляют регу­лирование поведения и социальный контроль за поведением. Они носят ярко выраженный волевой характер. Норма не только оценивает и ориентирует подобно идеям, идеалам, но и предписывает. Таким образом, социальные нормы — это правила, выражающие требования общества, социальной группы к поведению личности, группы в их взаимоотношениях друг с другом, социальными институтами, обществом в целом.
    Регулирующее воздействие норм состоит в том, что они устанавливают границы, условия, формы поведения, характер отношений, цели и способы их достижения, они дают более полные образцы должного поведения. Нарушение норм вызывает конкретную и чёткую негативную реакцию со стороны социальной группы, общества, его институтов. Поэтому нормы являются действенным средством борьбы с девиацией, обеспечения порядка, устойчивости общества.
    Многообразие социальной реальности, социальных потребностей порождает и многообразие норм. Классифицируют их по разным основаниям. Выделяют общечеловеческие нормы, нормы общества, групповые, коллективные, политические, экономические, эстетические, религиозные; регулирующие имущественные отношения, общение, обеспечивающие права и свободы личности, регламентирующие деятельность учреждений, взаимоотношения между государствами и т. д.; основополагающие и второстепенные, общие и конкретные; жёстко фиксированные и гибкие; общие и локальные; опирающиеся на внутреннее убеждение, общественное мнение или на принуждение, на силу государственного аппарата; нормы-оценки, ориентирующие, контролирующие, регламентирующие, карающие, поощряющие.
    И.В. Мостовая. Социальное регулирование общественного развития

    С1.  Выделите основные смысловые части текста. Озаглавьте каждую из них (составьте план текста).
    С2.  Что такое правовая социализация?
    С3.  От чего зависит правовая социализация? Какие особенности правовой социализации в условиях демократического общества выделяет автор?
    С4.  Какое определение социальных норм даёт автор? Выпишите предложение, в котором содержится ответ на вопрос.
    С5.  Перечислите функции социальных норм в обществе. Приведите примеры реализации каждой из них.
    С6.  Выпишите любые пять видов норм, названных автором, и проиллюстрируйте их примерами общественных отношений, которые они регулируют.
    Вариант 7
    С1. Ответ:
    Содержание верного ответа и указания к оцениванию
    (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
    Баллы
    Могут быть выделены следующие смысловые части:
    1)   понятие «правовая социализация»
    2)   зависимость правовой социализации от типа общества
    3)   определение социальной нормы
    4)   функции социальных норм
    виды социальных норм
    Возможно дополнительное дробление

    Выделены основные смысловые и логически завершенные части текста, предложенные названия (пункты плана) этих частей отражают их содержание
    2
    Не все выделенные части соответствуют содержательно и логически завершенным компонентам текста, ИЛИ: Не все названия частей соответствуют их содержанию
    1
    Ответ неверный
    0
    Максимальный балл
    2
    С2. Ответ:
    Содержание верного ответа и указания к оцениванию
    (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
    Баллы
    Правовая социализация — это процесс осознания человеком, гражданином своей социальной роли, места в социальной структуре общества, выработки самосознания представителя класса, члена партийной группы, широкого включения в социально-правовые отношения, наполнения их личностным содержанием Указанные элементы могут быть даны в иных, близких по смыслу формулировках

    Дано правильное определение
    2
    Ответ неверный
    0
    Максимальный балл
    2
    С3. Ответ:
    Содержание верного ответа и указания к оцениванию
    (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
    Баллы
    В ответе должны быть названы следующие элементы:
    1) факторы, влияющие на процесс правовой социализации: тип общества, его исторические традиции, особенности экономики, права, культуры, нормы и ценности, разделяемые большинством его членов
    2) особенности правовой социализации в условиях демократического общества: приобщение индивида к политическим и правовым нормам, ценностям, к политической и правовой культуре и практике в целом, к сознательной социально активной деятельности.
    Указанные элементы могут быть даны в иных, близких по смыслу формулировках

    Даны правильные ответы на два вопроса
    3
    Дан правильный ответ на один вопрос
    1
    Ответ неверный
    0
    Максимальный балл
    3
    С4. Ответ:
    Содержание верного ответа и указания к оцениванию
    (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
    Баллы
    Правильный ответ должен содержать следующие элементы: фрагмент текста: Социальная норма — это исторически сложившаяся в конкретном обществе мера допустимого поведения отдельной личности, социальной группы или организации.

    Приведен фрагмент текста
    2
    Ответ неверный
    0
    Максимальный балл
    2
    С5. Ответ:
    Содержание верного ответа и указания к оцениванию
    (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
    Баллы
    Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
    1) оценки и ориентации личности — определяют правоой статус человека: дееспособный человек; преступник; гражданин
    2) регулируют поведение людей — устанавливают права и обязанности сторон в договоре, правила заключения сделки
    3) осуществляют социальный контроль — запрещают незаконные действия и поступки, назначают наказание за нарушение норм

    Правильно указаны три функции и приведены примеры
    3
    Правильно указаны 3 функции без примеров
    1
    Ответ неверный
    0
    Максимальный балл
    3
    С6. Ответ:
    Содержание верного ответа и указания к оцениванию
    (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
    Баллы
    Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
    1) общечеловеческие нормы — добро, честность, порядочность, права и свободы человека
    2) нормы общества — Конституция РФ
    3) политические — дипломатический этикет
    4) религиозные — 10 заповедей христианства
    5) эстетические — законы пропорциональности, законы сочетания цветов.
    Могут быть приведены другие виды норм и их примеры

    Названы виды социальных норм и приведены примеры их действия
    2
    Названы нормы без примеров
    1
    Ответ неверный
    0
    Максимальный балл
    2

    Вариант 8
    Безработица — это отсутствие работы для трудоспособных. Обычно выделяют три основных формы безработицы. Незанятость населения, связанная с переходом работников с одного предприятия на другое называется текущей безработицей. Скрытая (латентная) безработица — это избыточная занятость, обусловленная различными причинами: стремлением сохранить кадры, уменьшить число безработных, оказать соответствующую материальную поддержку людям. Застойная форма безработицы характерна, как правило, для люмпенизированных слоев населения (бомжей, тунеядцев и т.д.), то есть людей, которые крайне нерегулярно работают.
    Допустимой считается безработица в пределах 2—5% трудоспособного населения. Если она составляет 10—20% от трудоспособного населения, то такая безработица является массовой. Она является детонатором общественного взрыва, намного увеличивает общественные издержки.
    Безработица — это явление, распространённое во всех странах мира. Она вызвана прежде всего результатами на­учно-технического прогресса, связанными с сокращением работников ручного труда, внедрением робототехники и ав­томатики, новых производственных технологий, требующих гораздо меньшего «живого труда». В России на первый план выступают факторы, обусловленные уровнем и характером складывающихся рыночных отношений. Среди них: приватизация, акционирование предприятий, аренда и т. д., ведущие к оптимизации численности занятых; ликвидация или сокращение убыточных и нерентабельных предприятий. В условиях системного кризиса в стране проблемы безработицы обостряются из-за резкого падения производства (до 50% и более в различных отраслях) и де­стабилизации экономики (вследствие межнациональных конфликтов), в результате конверсии военного производства и сокращения численности вооружённых сил. Социальная политика государства, защищающая прежде всего интересы зажиточных, разбогатевших слоев населения, также ведёт к обострению проблем безработицы.
    Важнейшими направлениями деятельности государства по сдерживанию и уменьшению тяжести последствий без­работицы являются меры по стабилизации экономической ситуации в стране, децентрализация промышленности — перевод её в сельские районы и малые города, создание малых предприятий, расширение сферы обслуживания, борьба с инфляцией, содействие мобильности рабочей силы, создание новых рабочих мест, подготовка и перепод­готовка кадров, оказание финансовой помощи для развития предпринимательства, установление квоты приёма для отдельных категорий граждан (молодёжи, инвалидов) на предприятиях.
    Е.И. Холостова. Глоссарий социальной работы
    С1.   Выделите основные смысловые части текста. Озаглавьте каждую из них (составьте план текста).
    С2.   Какие три формы безработицы выделяет автор?
    С3.  Какие меры по сдерживанию безработицы применяются государством? (Назовите не менее пяти мер). Какими тремя характеристиками, на ваш взгляд, должен обладать работник, чтобы быть востребованным на рынке труда?
    С4.  Какие причины безработицы называет автор? Выпишите фрагмент текста, в котором содержится ответ на вопрос.
    С5.  Безработица имеет целый ряд негативных последствий. Приведите три примера таких последствий, характерных для вашего города, поселка.
    С6.   Согласны ли вы с мыслью автора о том, что безработица является детонатором общественного взрыва, разрушает общество? С опорой на текст и знания обществоведческого курса приведите два аргумента (обоснования) своего мнения.
    Вариант 8
    С1. Ответ:
    Содержание верного ответа и указания к оцениванию
    (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
    Баллы
    Могут быть выделены следующие смысловые части:
    1) понятие и формы безработицы
    2) причины безработицы
    3) деятельность государства по сдерживанию безработицы и уменьшению тяжести ее последствий.
    Возможно дополнительное дробление текста по смыслу

    Выделены основные смысловые и логически завершенные части текста, предложенные названия (пункты плана) этих частей отражают их содержание
    2
    Не все выделенные части соответствуют содержательно и логически завершенным компонентам текста, ИЛИ: Не все названия частей соответствуют их содержанию
    1
    Ответ неверный
    0
    Максимальный балл
    2
    С2. Ответ:
    Содержание верного ответа и указания к оцениванию
    (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
    Баллы
    Называются такие пути:
    1)   текущая безработица — незанятость населения, связанная с переходом с одного места на другое
    2)   скрытая (латентная) безработица — избыточная занятость, обусловленная различными причинами: стремлением сохранить кадры, уменьшить число безработных, оказать соответствующую материальную поддержку людям
    3)   застойная форма безработицы — характерна для люмпенов
    Указанные элементы могут быть даны в иных, близких по смыслу формулировках

    Названы три определения
    2
    Названо два определения
    1
    Названо одно определение ИЛИ ответ неверный
    0
    Максимальный балл
    2
    С3. Ответ:
    Содержание верного ответа и указания к оцениванию
    (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
    Баллы
    1) В ответе могут быть названы следующие меры: децентрализация промышленности, создание малых предприятий, расширение сферы обслуживания, борьба с инфляцией, содействие мобильности рабочей силы, создание новых предприятий, подготовка и переподготовка кадров и т. д.
    2) Качества, необходимые современному работнику, высокий профессионализм, владение несколькими профессиями, самообразование, мобильность, знание ПК и др.
    Указанные элементы могут быть даны в иных, близких по смыслу формулировках.

    Названы пять мер по сдерживанию безработицы и три качества работника
    3
    Названы три-четыре меры и качества
    2
    Названы только пять мер
    1
    Ответ неверный
    0
    Максимальный балл
    3
    С4. Ответ:
    Содержание верного ответа и указания к оцениванию
    (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
    Баллы
    Правильный ответ должен содержать следующие элементы: фрагмент текста: Безработица вызвана прежде всего результатами научно-технического прогресса, связанными с сокращением работников ручного труда, внедрением робототехники и автоматики, новых производственных технологий, требующих гораздо меньшего «живого труда». В России на первый план выступают факторы: приватизация, акционирование предприятий, аренда и т. д., ведущие к оптимизации численности занятых; ликвидация или сокращение убыточных и нерентабельных предприятий, межнациональные конфликты, конверсия военного производства и сокращение численности вооруженных сил.
    Указанные элементы могут быть даны в иных, близких по смыслу формулировках

    Приведен фрагмент текста
    2
    Ответ неверный
    0
    Максимальный балл
    2
    С5. Ответ:
    Содержание верного ответа и указания к оцениванию
    (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
    Баллы
    Правильный ответ может содержать следующие элементы:
    1) миграция трудоспособного населения в крупные промышленные центры
    2) алкоголизация населения
    3) распад семей
    4) рост преступности

    Правильно указаны 3 примера
    2
    Правильно указаны 2 примера
    1
    Указан 1 пример ИЛИ ответ неверный
    0
    Максимальный балл
    2
    С6. Ответ:
    Содержание верного ответа и указания к оцениванию
    (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
    Баллы
    Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
    1) выражено мнение учащегося: согласие или несогласие с данной мыслью
    2) приведены два аргумента (объяснения), например: в случае согласия может быть указано, что — безработица способствует росту количества люмпенов и маргинальных слоев населения, для которых характерно неуважительное отношение к законам и другим социальным нормам. Они нарушают общественный порядок и дестабилизируют общество
    — одним из последствий безработицы является разрушение семей. А именно прочная семья является залогом стабильности общества и т. д.
    Могут быть приведены другие аргументы (объяснения)

    Выражено мнение учащегося, приведены два аргумента
    2
    Выражено мнение учащегося, приведен один аргумент ИЛИ: Мнение учащегося не выражено, но понятно из контекста, приведены два аргумента
    1
    Выражено мнение учащегося, аргументы не приведены ИЛИ: Мнение учащегося не выражено, но понятно из контекста, приведен один аргумент ИЛИ: Ответ неверный
    0
    Максимальный балл
    2

    Вариант 9
    Избирательная система предназначена для формирования органов власти. Существуют разные избирательные системы. Так, всеобщее избирательное право — это право всех граждан, достигших установленного законом возраста, участвовать в той или иной форме в выборах в органы государственной власти различного уровня. В выборах не участвуют признанные судом недееспособными лица, лишённые свободы, а также направленные по решению суда на исправительное лечение. Это прямое избирательное право. Наряду с ним есть косвенное избирательное право. В ряде стран, таких, как Франция, США и др., избирательное право граждан реализуют выборщики, лица, имеющие право голосовать по тем или иным вопросам. Их состав формируется, например, для выборов президента, либо они имеют право голоса по занимаемой должности (как члены генеральных советов во Франции при выборах в сенат).
    Избирательная система в России имеет свои особенности. Её основная особенность в том, что она является смешанной, т. е. складывающейся из мажоритарной системы и пропорциональной системы представительства. Мажоритарная избирательная система есть процедура избрания от каждого избирательного округа одного депутата. Она имеет две разновидности: выбор по абсолютному и относительному большинству голосов. Пропорциональная система представительства сложнее мажоритарной. Она применяется в обществах с многопартийной политической системой. Если в мажоритарной системе избирается победитель, то пропорциональная система не знает победителей и побеждённых. Она основана на соответствии между количеством голосов, поданных за партию, и количеством полученных депутатских мест.
    Кроме механизма самих выборов, избирательная система характеризуется процедурой выдвижения кандидатов на государственные посты и органы местного самоуправления, принципами, на основе которых проводятся избирательные кампании, избирательным законодательством, предусматривающим равный вес голосов, тайну голосования, свободный выбор, равенство избирательных прав граждан.
    Данная избирательная система в России действует с 1993 г.
    В.И Курбатов. Политическая сфера общественной жизни
    С1.   Выделите основные смысловые части текста. Озаглавьте каждую из них (составьте план текста).
    С2.  Какие типы избирательных систем называет автор? В чём разница между ними?
    С3.  Для чего предназначены избирательные системы? Какие органы в РФ формируются путём выборов?
    С4.  В чём особенности российской избирательной системы? Найдите и выпишите из документа предложение, отвечающее на этот вопрос.
    С5.  В чём отличие мажоритарной избирательной системы от пропорциональной?
    С6.  Какие принципы проведения выборов и избирательных кампаний называет автор? Согласны ли вы с мнением, что их соблюдение является основой демократического политического режима? Приведите два аргумента.
    Вариант 9
    С1. Ответ:
    Содержание верного ответа и указания к оцениванию
    (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
    Баллы
    Могут быть выделены следующие смысловые части:
    1)   назначение и формы избирательных систем
    2)      особенности избирательной системы в России
    3)      мажоритарная и пропорциональная избирательные системы
    4)       основные элементы избирательной системы
    Возможно дополнительное дробление текста по смыслу

    Выделены основные смысловые и логически завершенные части текста, предложенные названия (пункты плана) этих частей отражают их содержание
    2
    Не все выделенные части соответствуют содержательно и логически завершенным компонентам текста, ИЛИ: Не все названия частей соответствуют их содержанию
    1
    Ответ неверный
    0
    Максимальный балл
    2
    С2. Ответ:
    Содержание верного ответа и указания к оцениванию
    (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
    Баллы
    1. Типы избирательных систем — прямое или всеобщее избирательное право и косвенное избирательное право.
    2. Разница между ними состоит в том, что всеобщее избирательное право — это право всех граждан, достигших установленного законом возраста, участвовать в той или иной форме в выборах в органы государственной власти различного уровня. При косвенном избирательном праве в выборах участвуют выборщики — лица, имеющие право голосовать по тем или иным вопросам. Их состав формируется, например, для выборов президента, либо они имеют право голоса по занимаемой должности.
    Указанные элементы могут быть даны в иных, близких по смыслу формулировках

    Названы ответы на два вопроса
    2
    Назван ответ на один вопрос
    1
    Ответ неверный
    0
    Максимальный балл
    2
    С3. Ответ:
    Содержание верного ответа и указания к оцениванию
    (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
    Баллы
    I. Избирательная система предназначена для формирования органов власти.
    2.  Выборным путем в РФ формируются: президентская власть, Государственная дума, законодательные собрания субъектов РФ, органы местного самоуправления.
    Указанные элементы могут быть даны в иных, близких по смыслу формулировках

    Названы ответы на два вопроса
    3
    Назван ответ на один вопрос
    1
    Ответ неверный
    0
    Максимальный балл
    3
    С4. Ответ:
    Содержание верного ответа и указания к оцениванию
    (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
    Баллы
    Правильный ответ должен содержать следующие элементы: фрагмент текста: Основная особенность избирательной системы России в том, что она является смешанной, т. е. складывается из мажоритарной системы и пропорциональной системы представительства.
    Указанные элементы могут быть даны в иных, близких по смыслу формулировках

    Приведен фрагмент текста
    2
    Ответ неверный
    0
    Максимальный балл
    2
    С5. Ответ:
    Содержание верного ответа и указания к оцениванию
    (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
    Баллы
    Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
    1) разница между ними состоит в том, что при мажоритарной системе от каждого избирательного округа избирается один депутат. Пропорциональная система применяется в обществах с многопартийной политической системой. В ней нет победителей и побежденных. Она основана на соответствии между количеством голосов, поданных за партию, и количеством полученных депутатских мест

    Указан правильный ответ на вопрос
    2
    Ответ неверный
    0
    Максимальный балл
    2
    С6. Ответ:
    Содержание верного ответа и указания к оцениванию
    (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
    Баллы
    Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
    1)   принципы проведения выборов: равный вес голосов, тайна голосования, свободный выбор, равенство избирательных прав граждан
    2)   выражено мнение учащегося: согласие или несогласие с данной мыслью
    3)  приведены два аргумента (объяснения), например:
    в случае согласия может быть указано, что
       равный вес голосов обеспечивает получение объективных данных о степени поддержки того или иного кандидата населением и позволит объективно представлять интересы общества в органах государственной власти
      тайное голосование предполагает отсутствие всякого контроля за взглядами и убеждениями граждан, а также воздействия на избирателей, что позволяет получить объективные результаты выборов и т. д.
    Могут быть приведены другие аргументы (объяснения)

    Названы принципы, выражено мнение учащегося, приведены два аргумента
    3
    Названы принципы, выражено мнение учащегося, приведен один аргумент ИЛИ: Мнение учащегося не выражено, но понятно из контекста, приведены два аргумента
    2
    Названы принципы, выражено мнение учащегося, аргументы не приведены ИЛИ: Мнение учащегося не выражено, но понятно из контекста, приведен один аргумент, названы принципы
    1
    Ответ неверный
    0
    Максимальный балл
    3

    Вариант 10
    Образование — это духовный облик человека, который складывается под влиянием моральных и духовных ценностей, составляющих достояние его культурного круга. Это процесс воспитания, самовоспитания, влияния, то есть формирования человека. При этом главным является не объём знаний, а их соединение с личными качествами, умение самостоятельно распорядиться своими знаниями. В образовании имеется всегда как формальная сторона, то есть духовная деятельность человека, его способность к усвоению ценностей, так и материальная, включающая в себя само содержание образования.
    Значение, в котором понятие «образование» употребляется в настоящее время, оно приобрело в конце 18 века, особенно под влиянием Гёте и Песталоцци. Образование означало тогда общий духовный процесс формирования че­ловека. С этого времени данное понятие приобрело более широкое значение. Обычно говорят об общем образовании, которое даётся в школе, и о специальном образовании (музыкальном, техническом, научном). Специальные и профессиональные знания могут рассматриваться как образование в подлинном смысле этого слова только в том случае, если они связаны с общим образованием. Цели образования, точно так же, как и требуемый им уровень знания, могут быть различными в зависимости от характера культуры, национальных особенностей, географической и социальной среды и претерпевать исторические изменения (дворянское, буржуазное, политическое, религиозное). Образование является способом защиты общества от сил, обезличивающих человека, разрушающих нравственные и правовые ценности. Понимание этого вопроса вызывает повышенный интерес к нему отдельных лиц, государства и всего общества в целом.
    Е.Ф. Губский, Г.В. Кораблева, В.А. Лутченко. Философский энциклопедический словарь

    С1.   Выделите основные смысловые части текста. Озаглавьте каждую из них (составьте план текста)
    С2.   Какие три смысла, по мнению автора, вкладываются сегодня в понятие образования?
    С3.  Назовите две стороны, которые включает в себя процесс образования. Приведите по 3 примера, иллюстрирующих каждую из них.
    С4.  От чего, по мнению автора, зависят цели и уровень образования? Найдите и выпишите из документа предложение, отвечающее на этот вопрос.
    С5.  В чем состоит защитная роль образования как социального института? Приведите не менее трёх аргументов.
    С6.  Согласны ли вы с мыслью о том, что образованный человек не может быть безнравственным? С опорой на жизненный опыт и знания обществоведческого курса приведите два аргумента (обоснования) своего мнения.
    Вариант 10
    С1. Ответ:
    Содержание верного ответа и указания к оцениванию
    (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
    Баллы
    Могут быть выделены следующие смысловые части:
    1) понятие образования
    2) современное значение слова «образование»
    3) цели образования
    4) социальная функция образования

    Выделены основные смысловые и логически завершенные части текста, предложенные названия (пункты плана) этих частей отражают их содержание
    2
    Не все выделенные части соответствуют содержательно и логически завершенным компонентам текста, ИЛИ: Не все названия частей соответствуют их содержанию
    1
    Ответ неверный
    0
    Максимальный балл
    2
    С2. Ответ:
    Содержание верного ответа и указания к оцениванию
    (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
    Баллы
    1.   Образование — это духовный процесс формирования человека, воспитание и обучение.
    2.   Образование — это деятельность человека по усвоению знаний и ценностей.
    3.   Образование — это содержание образования (общее, специальное).
    Указанные элементы могут быть даны в иных, близких по смыслу формулировках

    Названы три определения
    2
    Названо два определения
    1
    Названо одно определение ИЛИ ответ неверный
    0
    Максимальный балл
    2
    С3. Ответ:
    Содержание верного ответа и указания к оцениванию
    (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
    Баллы
    В ответе должны быть названы 2 стороны образования:
    1) формальная сторона — духовная деятельность человека, его способность к усвоению знаний и ценностей: обучение в школе, конспектирование лекций, работа преподавателем
    2) материальная сторона — само содержание образования (система знаний об обществе, стандарт профессионального образования, математические знания).
    Указанные элементы могут быть даны в иных, близких по смыслу формулировках

    Названы две стороны образования и приведены примеры
    3
    Названы две стороны и не приведены примеры
    1
    Ответ неверный
    0
    Максимальный балл
    3
    С4. Ответ:
    Содержание верного ответа и указания к оцениванию
    (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
    Баллы
    Правильный ответ должен содержать следующие элементы: фрагмент текста: Цели образования и уровень знания могут быть различными в зависимости от характера культуры, национальных особенностей, географической и социальной среды и претерпевать исторические изменения (дворянское, буржуазное, политическое, религиозное образование).
    Указанные элементы могут быть даны в иных, близких по смыслу формулировках

    Приведен фрагмент текста
    2
    Ответ неверный
    0
    Максимальный балл
    2
    С5. Ответ:
    Содержание верного ответа и указания к оцениванию
    (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
    Баллы
    Образование является способом защиты общества от сил, обезличивающих человека, разрушающих нравственные и правовые ценности.
    1) по-настоящему образованный человек всегда индивидуален и неповторим, это — личность. 2) образование способствует передаче нравственных ценностей, воспитанию уважения к ним.
    3) образование способствует формированию правосознания личности, усвоению социальных норм

    Правильно указаны 3 аргумента
    3
    Правильно указаны 2 аргумента
    2
    Правильно указан 1 аргумент
    1
    Ответ неверный
    0
    Максимальный балл
    3
    С6. Ответ:
    Содержание верного ответа и указания к оцениванию
    (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
    Баллы
    Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
    1) выражено мнение учащегося: согласие или несогласие с данной мыслью
    2) приведены два аргумента (объяснения), например:
    в случае согласия может быть указано, что
    — образованный человек — значит он не только грамотный, но и воспитанный, знающий, понимающий и разделяющий нормы и ценности данного общества
    — образованный человек — это духовный человек, он уважительно относится к людям, праву, морали, обычаям и традициям своего народа.
    Могут быть приведены другие аргументы (объяснения)

    Выражено мнение учащегося, приведены два аргумента
    2
    Выражено мнение учащегося, приведен один аргумент ИЛИ: Мнение учащегося не выражено, но понятно из контекста, приведены два аргумента
    1
    Выражено мнение учащегося, аргументы не приведены ИЛИ: Мнение учащегося не выражено, но понятно из контекста, приведен один аргумент ИЛИ:  Ответ неверный
    0
    Максимальный балл
    2


1 комментарий:

  1. Написано много, и в основном - правильно, с точки зрения буржуазной науки... А где же место А. С.???

    ОтветитьУдалить