"Все
современное воспитание направлено на то, чтобы ребенок был удобен,
последовательно, шаг за шагом стремится усыпить, подавить, истребить все,
что является волей и свободой ребенка, стойкостью его духа, силой его
требований.
Вежлив, послушен, хорош, удобен, а и мысли нет о том, что будет внутренне
безволен и жизненно немощен"
ЯНУШ КОРЧАК
Уважаемые родители!
У
Вас растет дочка, или сын, или несколько детей, а, может быть, уже и
внуки. И мы вряд ли ошибемся, сказав, что если не в первый год после
рождения, то немного погодя Вы не раз задумывались о том, каким вырастет
Ваш ребенок. Вы хотели, чтобы он стал, если не обязательно красивым, то
непременно счастливым.
Вы
мечтали,
- чтобы мальчик вырос
смелым, мужественным, стойким, трудолюбивым, образованным,
ответственным;
- а девочка ––
обаятельной, доброй, внимательной, чуткой, отзывчивой; умной;
- чтобы каждого ждали
успех в учебе и работе, удача в делах, любовь и счастье в семейной
жизни.
Если
Ваши надежды сбылись, мы рады за Вас. Если же что-то не сложилось, то
давайте вместе порассуждаем, отчего так произошло.
Дети растут быстро. Только
первый год жизни тянется долго, а затем время ускоряет бег и вот уже
детский сад, школа, институт... И в каждом возрастном периоде у ребенка
возникают свои проблемы, которые становятся и Вашими. Кроме того, детям
свойственно задавать всякие "неудобные" вопросы. Как отвечать
на эти вопросы, у кого спросить совета, как реагировать на ту или иную
ситуацию и вообще, что с ним происходит? Вы часто ищите решение и не
всегда находите его. А иногда Вас терзают сомнения в правильности
сделанного шага. Тогда эта памятка для Вас.
Итак,
попробуем охарактеризовать наиболее специфические для каждого возрастного
периода особенности и наметить план действий. Эти периоды будут выделены
в самом общем виде, мы будем говорить о дошкольниках, младших школьниках,
подростках и старшеклассниках.
1.
Дети 3-6 лет, по мнению ученых, переживают
1-й возрастной кризис, начиная ощущать себя автономными от матери, что
выражается в позиции "я сам". При этом они
- находятся в постоянном
движении;
- отличаются
романтической привязанностью к родителям;
- не делают различий
между реальным миром и миром фантазий;
- стремятся удовлетворять
свои желания и потребности вне зависимости от мнения окружающих;
- пытаются обращать на
себя внимание, высказать свое мнение, как говорится, "везде
вставляет свои 5 копеек";
- испытывают разные
страхи и выдуманные беспокойства;
- интересуются:
"Откуда я появился (-лась)? А где я был (-а) раньше?";
- из игр предпочитают
дочки-матери, копируя при этом своих родителей и одновременно
моделируя поведение в своей будущей семье.
Как следует общаться с ребенком:
- жалейте и любите своего
малыша, ласкайте, целуйте и обнимайте;
- помогайте ребенку все
делать самому;
- проявляйте отзывчивость
к его идеям; откладывайте свои дела и внимательно слушайте, как
только у него появляется желание с вами поговорить;
- растите его свободным,
но учите считаться с интересами окружающих. Останавливайте, если он
бесцеремонно вмешивается в разговоры взрослых, не бойтесь показать
свой гнев, если он вызван серьезным проступком ребенка;
- наблюдайте за играми
ребенка и не отказывайтесь участвовать в них. Это первая и очень
хорошая школа жизни: по играм можно определить, какие проблемы
возникли у ребенка, как он предпочитает их решать и каким
впоследствии станет семьянином, работником, другом;
- на все вопросы, даже
"неудобные", отвечайте честно и откровенно. Если Вы
"найдете" ребенка в капусте, или его "принесет
аист", то потом Вам будет сложно научить ребенка говорить
правду, ибо Вы уже подали ему нежелательный пример.
Никогда
- не опекайте ребенка
излишне;
- не заостряйте внимания
на детских ссорах;
- не используйте угрозы
для достижения результата;
- не наказывайте за
качества личности, а только за действия;
- не прибегайте к
физическим наказаниям. Применяя насилие, можно быстрее добиться
цели, ибо не придется долго объяснять и доказывать свою правоту:
повысил голос, ударил и готово. Но что Вы будете делать, когда он
вырастет?!
2.
У ребенка 7-10 лет появляется ответственное и трудное
занятие –– учеба, а самым большим авторитетом становится учитель. Кроме
того, для детей этого возраста характерны:
- копирование своих родителей
в интонациях, поведении, отношении к окружающим;
- буйный расцвет
фантазии, жизнь в воображаемом, иллюзорном мире, зачастую созданном
по образу и подобию прочитанного или увиденного по телевизору;
- стремление к
присваиванию особо притягательных чужих вещей;
- формирование
первоначальных представлений о собственных правах;
- повышенный интерес к
исследованию своего тела, фиксация внимания на различиях между
мальчиками и девочками;
Как
следует с ребенком обращаться
- помогите ему
почувствовать радость от приобретения знаний;
- дайте возможность
реализовать свое право на рабочее место и время для выполнения
домашних заданий, на одобрение в случае заслуженных успехов;
- узнайте имена и номера
телефонов одноклассников и друзей ребенка, познакомьтесь с их
родителями;
- аргументируйте свои
требования к ребенку, предъявляя их в форме, "что вы желаете от
ребенка, а не то, чего вы не хотите";
- обсуждайте с детьми
проблемы взаимоотношений между представителями разных полов,
показывайте значимость ласкового отношения к супругу на собственном
примере и не стесняйтесь проявлять нежность в присутствии ребенка.
Никогда
не ревнуйте к авторитету
учителя;
не
требуйте от ребенка того, к чему он не готов по возрасту;
не
давайте негативных оценок личности или характера ребенка;
не
сравнивайте своего ребенка с другими, отдавая предпочтение последним;
не
отдавайте ребенку распоряжений, выполнение которых не обязательно.
3.
Подростков 11-14 лет часто называют трудными, и вообще
этот период считается возрастом 2-го кризиса. Основная причина –
физиологический дискомфорт из-за активной перестройки растущего
организма, что влечет за собой психологические срывы. Ребятам
свойственны:
- тяга к романтике и
самоутверждению, выяснение своих возможностей и способностей иногда
на грани риска;
- частая смена
настроения, беспричинная обида, грусть, слезы;
- повышенно эмоциональная
реакция даже на незначительные события;
- стремление к
установлению дружеских связей с ребятами своего или старшего
возраста, вхождение в неформальные группировки;
- отстаивание, иногда
бессмысленное, своей позиции, в том числе неверной;
- падение авторитета
взрослых, мнением которых пренебрегают в пользу сверстников;
- демонстративно
пренебрежительное или снисходительное отношение к младшим, а также
представителям противоположного пола, что является признаком
пробуждения интереса.
Как
следует обращаться с подростком:
- помните, что подросток
по-прежнему нуждается в Вашем участии, но уже в качестве партнера,
поэтому разговаривайте с ним на равных, в том числе совместно
планируйте семейный бюджет, способ проведения досуга и пр.;
- выделяйте деньги на
карманные расходы;
- в конфликтных ситуациях
высказывайтесь после ребенка, причем выслушивайте его, а не просто
слушайте, что и как он говорит;
- объясните, что
поступки, как правило, влекут за собой последствия, поэтому надо
соотносить одно с другим;
- учите ребенка достойно
переносить огорчения, неприятности и потери, разъяснив необходимость
тех или иных ограничений, в том числе в семье;
- будьте бережны к
зарождающимся чувствам, подчеркните необходимость взвешенного выбора
друзей и подруг, обозначив рамки допустимого и неприемлемого во
взаимоотношениях между людьми.
Никогда
- не допускайте как
неуважения к себе со стороны подростка, так и грубости по отношению
к нему;
- не требуйте
немедленного и слепого послушания, не применяйте угроз и не унижайте
детей;
- не начинайте разговоры
с обвинений и не перебивайте, когда ребенок объясняет свои поступки;
- не подкупайте подростка
и не выдавливайте силой обещание не делать того, что вам не
нравится;
- не отступайте от введенных
в семье правил и традиций, разве что в необычных случаях;
- не ревнуйте сына или
дочь к друзьям, привечайте их в своем доме и старайтесь
познакомиться поближе;
- не давайте негативную
оценку объекту внимания подростка, даже если выбор пришелся Вам не
по душе.
В
15-18 летнем возрасте молодые люди уже пытаются
определиться по многим важным позициям:
- их дружеские связи
становятся крепкими и могут сохраниться до конца жизни;
- в учебной деятельности
начинают проявляться профессиональные склонности и интересы;
- взрослые вновь
становятся значимыми фигурами, но уже в зависимости от личностных
качеств;
- большое значение
придается поиску объектов подражания и поклонения;
- интимные переживания
приобретают главенствующую роль и могут на время затмить все
остальные интересы и увлечения.
Как
следует с ребенком обращаться
- делитесь с ними
удачами, успехами и проблемами, спрашивайте совета;
- давайте в доме
пристанище ребенку и его компании;
- будьте готовы к тому,
что Ваш повзрослевший ребенок вступит в интимные отношения или приобретет
вредные привычки;
- в случае возникновения
серьезных проблем, помогайте своим детям найти выход, убеждайте, что
есть люди с другими, предпочтительными интересами;
- доказывайте ребенку,
что он(а) обладает хорошими качествами, которые следует активно
развивать.
Никогда
- не навязывайте свою
волю в выборе друзей, внешнего вида (прически, одежды, макияжа и
пр.), определении поля деятельности для самореализации, в том числе
профессиональной;
- не принуждайте сына или
дочь к откровенности; если Вы не будете "давить", то они
сами придут к Вам со своими проблемами;
- не делайте трагедии из
получения раннего (на Ваш взгляд) сексуального опыта, а помогите
справиться с постигшим разочарованием или с необходимостью
прибегнуть к помощи врача.
Помните,
что дети учатся жить у жизни:
Если ребенка постоянно
критикуют, он учится ненавидеть;
если
ребенок живет во вражде, он учится быть агрессивным;
если
ребенка высмеивают, он становится замкнутым;
если
ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины.
НО
если ребенок растет в
терпимости, он учится понимать других;
если
ребенка хвалят, он учится быть благородным;
если
ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей;
если
ребенка поддерживают, он учится ценить себя;
если
ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом
мире.
Каждый
ребенок имеет право
- просить о помощи и
эмоциональной поддержке;
- иметь собственное
мнение и убеждения;
- совершать ошибки, пока
не найдено правильное решение;
- говорить "нет,
спасибо", "извините, нет";
- побыть в одиночестве,
даже если другие хотят его общества;
- добиваться перемены
договоренности, которая его не устраивает.
Вместе
с тем ребенок не обязан:
- быть безупречным на
100%;
- любить людей,
приносящих ему вред;
- извиняться за то, что
был самим собой;
- выбиваться из сил ради
других;
- чувствовать себя
виноватым за свои желания;
- выполнять неразумные
требования;
- нести на себе тяжесть
неправильного поведения своих товарищей.
Надеемся,
что наши советы не были обременительны и навязчивы и желаем Вам успехов!
|
|
|
|
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий